стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
34

Интервью Дмитрия Блощинского

 Интервью директора Комсомольского-на-Амуре филиала «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрия Блощинского «Газете.Ru»

 

 

 Каков сейчас цикл производства SSJ-100 в Комсомольском-на-Амуре филиале ГСС?

— В современном авиастроительном мире понятие «цикл» — внутренне технологическое. Самолет по факту может строиться пять лет, семь лет или десять месяцев, но это на самом деле мало о чем говорит: неважно, сколько машина проводит времени в определенном цехе, важно, с каким периодом завод ее выпускает. Поэтому сегодня мы говорим прежде всего о тактах.

Ведущие авиастроительные предприятия мира организовывают производство по принципу конвейера, где каждый определенный отрезок времени выпускается самолет. Если, например, говорить о Boeing и его самолете 737, то стандартный такт пятилетней давности для этой серии – один самолет в день. Сейчас Boeing за счет постройки второй линии увеличивают производство и, соответственно, уменьшают такт.

По такту мы и судим о производительности предприятия. Для нас самое главное – не сколько времени самолет провел в цехе, а с каким тактом мы выпускаем самолеты. Сегодня мы достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц.

— Достигли этого такта когда?

— В конце 2012 года.

— То есть в этом году вы выпустите 24 самолета?

— Около 30 самолетов. Перед нами стоит задача сокращения такта производства, и к концу года мы должны уже работать с тактом 10 дней.

— Как вы собираетесь это сделать?

— Конечно, первое, что приходит в голову, – увеличение производственных мощностей. Но наша компания не делает ставку на простое экстенсивное развитие, так что мы не собираемся клонировать цех, поставить еще один рядом с существующим. Мы делаем ставку в основном на интенсификацию производства. То есть увеличение производительности труда за счет внедрения разных мероприятий: и по самому процессу организации труда, и по мотивации персонала, и по техническим направлениям.

Не исключаем и метод расширения производственных площадей, но это не столько расширение площадей под само производство, сколько новые площади под инфраструктуру, обслуживание. Если вы посмотрите на стандартный современный авиационный завод, удивитесь: само место под производство самолетов занимает примерно треть в цехе, остальное – места под комплектацию, организацию, хранение и так далее. Ведь конвейерное производство предполагает, что рабочий на участке должен быть освобожден от лишней работы.

Лишняя работа это, как правило, походы за инструментами, документацией, на склад за материалами, к начальнику с докладом. И если нарисовать схему передвижений за рабочий день на стандартных российских заводах, то рабочего остается только пожалеть: такая там запутанная паутина и километраж.

 

 Цех окончательной сборки. На фото: 1-е, 2-е и 6-е рабочее место

 

Современная организация производства предполагает, что все, что нужно рабочему для работы, перед началом его смены доставляется на участок, и ходить за этим уже никуда не надо. Площадь нашего цеха окончательной сборки не позволяет нам разместить зону обслуживания участков непосредственно рядом с самолетами. Ничего критического в этом нет, но всё это – потери, из которых в итоге складываются потери в тактах. Поэтому мы сейчас начинаем пристраивать к цеху дополнительные помещения – по сути, корпус разрастается вширь – и в этих новых помещениях планируем организовывать предварительную подготовку сменных заданий для рабочих.

Кроме того, в цехе сборки фюзеляжа у нас сейчас четыре рабочих места – одно место стыковки и три места стапельной сборки. Помимо непосредственно механической работы по формированию фюзеляжа в этом цехе проводятся работы по установке трубопроводных систем, жгутов, то есть начинки фюзеляжа. И мы сегодня видим, что для 10-дневного такта нам четырех рабочих мест в цехе сборки фюзеляжа мало. По нашим подсчетам, нужно семь. Поэтому планируем арендовать у КнААПО дополнительные площади в том же корпусе, где располагается наш цех, и установить там дополнительные рабочие места. И там сделаем такие же пристройки для организации рабочего процесса, как делаем в цехе окончательной сборки.

— Семь рабочих мест в цехе сборки фюзеляжа и шесть рабочих мест в цехе окончательной сборки, и к концу 2013 года вы будете выпускать по одному самолету в 10 дней. Но если одно из рабочих мест в цехе окончательной сборки, например, не успевает уложиться в такт, идет сбой по всему конвейеру….

— Сейчас в принципе цех в такт 15 дней укладывается. Если работа на производственном участке не закончена, то уже специальная комиссия принимает решение, что делать. Если это мелочь: скажем, рабочий не успел докрутить гайку и ему нужно полдня, хорошо, заканчивай. Если этот вопрос связан с дефицитом комплектующих и понятно, что сегодня проблема в любом случае не разрешится, то, конечно, нет никакого смысла всю линию держать. В таком случае подписывается большой пакет документов, где комиссия подтверждает, что приняла решение переставить в незавершенное производство самолет по такой-то причине с условием того, что эта причина будет исключена до такого-то числа и самолет вернется на производственный участок. 

 

В конце февраля в цехе находились самолеты для компаний Interjet (Мексика), Sky Aviation (Индонезия), Аэрофлот, Lao Central (Лаос) и «Газпромавиа» (версия LR)

 

 Но я вам скажу, вынести самолет в незавершенное производство в конвейерной сборке – это самое страшное, что только можно себе представить. В 2012 году мы не выдерживали заявленный такт в 15 дней, вынуждены были по определенным причинам принимать решения о приостановке конвейера. С начала этого года у нас произошло два такта. Пока выдерживаем заявленный ритм.

— И при плане производства 60 самолетов в год получается, вы должны в 2014 году выйти на такт 6 рабочих дней. То есть ускориться почти в три раза. Я просто не понимаю, как такое возможно за счет увеличения производительности труда.

— В 2014 году будет произведено 40 самолетов, но в этот же год будут достигнуты темпы производства, позволяющие делать 60 самолетов в год. Это вполне реалистичная задача. Самое сложное было с такта 30 дней перейти на 15 дней, а дальше методы и механизмы понятны. Эту задачу мы будет выполнять за счет внедрения самых разных мероприятий – конструктивных, технологических, в том числе производительности труда… Вы не рассматривайте повышение производительности труда как необходимость рабочему в три раза быстрее крутить гайку ключом. Естественно, нет. Ту же гайку можно крутить обычным ключом, а можно использовать автоматический гайковерт да еще и с триммером, с фиксацией по Wi-Fi на сервер параметров затяжки и автоматической выдачей рапорта в качестве подтверждающего действие документа.

— Такое у вас будет?

— Сложно сказать…. То, что повышать производительность будем и за счет инструментов, это однозначно, но будет ли это инструментарий в таком виде, как я сказал, пока рано говорить: рассматриваются разные варианты. Здесь всегда возникает вопрос баланса между экономикой и производством. Потому что всегда нужно в голове держать: мы занимаемся бизнесом, наша цель – это получение прибыли, а не просто продажа самолетов. Инструмент может быть абсолютно прекрасным, но если он слишком дорогой, то цели в получении прибыли мы с ним можем и не достигнуть. Пока для нас тот гайковерт, о котором я говорил, очень дорогой.

— Как сейчас идет работа с поставщиками? Есть срывы?

— Разделю поставщиков на три части. У нас есть поставщики агрегатов, из которых собирается самолет, – КнААЗ, НАПО, ВАСО. Вторая часть – это двигателисты. И третья – это поставщики бортовых систем.

По поставщикам составных частей: они так же, как и мы, находятся в стадии развития и выхода на максимальные производственные мощности. Да, естественно, проблемы есть, но они решаются. Мы всегда находим общий язык, антагонизма у нас нет, можем выйти на приемлемое для всех сторон решение. Главное, я не вижу проблем, которые заводили бы нас в тупик. Таких проблем нет.

Двигатели. Да, у нас в 2012 году были задержки: можно было увидеть готовые самолеты, которые стояли, дожидаясь двигателей. Но приняты серьезные меры, и сегодня у меня на сборке проблем с поставками двигателей нет. Я знаю планы двигателистов, наши планы совпадают, мы регулярно встречаемся. Думаю, тут все будет хорошо.

Что касается остальных поставщиков, то тут другая ситуация. Не секрет, что программа SSJ-100 задерживается: сроки, заявленные 10 лет назад, мы по разным причинам не смогли выполнить. Но поставщики бортовых систем готовы и, я бы даже сказал, кое-где нас даже опережают в этапах развития мощностей. Каких-то острых дефицитных вопросов по поставщикам бортовых систем я сейчас не вижу.

— То есть срыва темпов наращивания производства из-за поставщиков быть не должно?

— Стараемся предпосылки для таких проблем выявлять на ранних стадиях и предпринимаем все необходимые действия, чтобы компенсировать эти моменты. Естественно, без проблем ни на одном производстве не бывает. Но можно закрыть глаза и надеяться, что пронесет, пока по голове не ударит. А можно заранее чувствовать, что проблема может наступить, и предпринимать шаги, чтобы нивелировать возможный вред от нее. ГСС исповедует второй путь.

— А что по людям?

— Люди у нас замечательные. Честно говорю. Люди – это, я бы сказал, сильная сторона нашего производства. Коллектив молодой, амбициозно настроенный на победу коллектив. Средний возраст у нас 34 года, средний возраст руководителя – 36 лет. Средняя заработная плата у нас 36,2 тысячи рублей. Это средняя по региону зарплата. Но хочу отметить, мы стараемся, чтобы эта заработная плата не просто получалась, а зарабатывалась. У нас много направлений развития именно мотивационной составляющей производства. Сейчас 65% наших сотрудников (и 100% тех, кто работает на производстве) работают по мотивационной схеме, где примерно половина структуры зарплаты – это постоянная часть, половина – премиальная. И у таких сотрудников средняя зарплата выше, чем у остальных.

 

 SJI – СП Alenia Aermacchi и холдинга «Сухой», отвечающее за продвижение SSJ-100 вне зоны ответственности ГСС

 

 — Второй самолет для авиакомпании «Якутия» красился не в Ульяновске, а в Чехии. Чем была вызвана смена подрядчика? Удовлетворены ли вы опытом сотрудничества с чешскими специалистами? Где планируется проводить окраску последующих самолетов для заказчиков ГСС?

— Для снижения рисков задержки сроков поставок может потребоваться несколько поставщиков услуг, в том числе и в части подрядчиков по покраске самолета. Именно поэтому во второй половине 2012 года было принято решение о покраске в Чехии Sukhoi Superjet 100 с серийным номером производителя 95020.

Несмотря на то что стоимость покраски в Чехии ниже, чем в России, дополнительные затраты на таможенное оформление, командирование и непосредственно на перелет в общем итоге приводят к удорожанию самолета при передаче его заказчику. Но при этом снижается цикл покраски на 2,5 дня, качество покраски остается приемлемым.

Последующие самолеты будут краситься как в России, в компании «Спектр–Авиа», так и в Чехии, в компании Eirtech Aviation. При этом решение, где конкретно это будет происходить, будет приниматься в зависимости от требований заказчика.

— Сколько самолетов в компоновке full планируете в этом году изготовить и передать «Аэрофлоту»?

— Семь. Первый самолет версии full уже перелетел в Ульяновск, где на него устанавливается интерьер и производится покраска в корпоративные цвета авиакомпании. Ожидается, что он будет передан авиакомпании «Аэрофлот» уже в апреле этого года. При этом одновременно с получением самолета в конфигурации full «Аэрофлот» будет возвращать ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» самолеты в конфигурации light. Возвращенные в ГСС самолеты SSJ100 в спецификации light могут быть доработаны в соответствии с требованиями заказчиков, выразивших желание приобрести эти воздушные суда после возврата из эксплуатации авиакомпанией «Аэрофлот».

Выкатка первого самолета в комплектации full для «Аэрофлота». Серийный номер – 95025. «Зеленый», так как пока без интерьера и окраски

 

В феврале начались летные испытания первого самолета увеличенной дальности SSJ100-95LR (самолет 95032). В цехе уже находится первая серийная машина – по заказу «Газпромавиа» (самолет 95033). Самолет планируется выпустить еще до завершения испытаний?

— Безусловно, дождемся завершения испытаний. По-другому и быть не может. Самолет SSJ100 будет сертифицирован в 2013 году. К слову, SSJ100 LR оснащен базовым двигателем SaM146. Его модернизация для самолета увеличенной дальности не потребовалась. Как раз сейчас машина находится в Жуковском на испытаниях, которые займут три-четыре месяца, после чего в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) будут поданы документы на сертификацию.

— Сколько всего в этом году планируете изготовить SSJ100-95LR?

— Три самолета. Первый SSJ100-95LR будет поставлен заказчику – авиакомпании «Газпромавиа» — уже в этом году.

— Недавно в цех после длительного хранения вернулся третий серийный самолет (95009) для «Армавиа», ведется его достройка. В каком варианте он будет выпущен?

— На данном самолете будет отрабатываться макет интерьера для бизнес-версии Sukhoi Business Jet (SBJ). 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 0
    Нет аватара eugene771
    06.03.1312:02:54
    Заголовок надо менять. Совершенно суть статьи не отражает.
    • 0
      Сергей Сергей
      06.03.1312:14:38
      Это перепечатка слово в слово с "Газета.ru". Т.к. интерью не я брал, менять ни чего не стал.
      • 0
        Нет аватара Batut
        06.03.1312:48:02
        Зря. Оставьте лучше только текст интервью, без дурацких шапки и заголовка от Газеты.ру. Можно озаглавить текст просто - "Интервью с..." "Журналисты" скоро допрыгаются, что им никто из серьезных людей не будет давать интервью. Будут друг у друга брать да у Ксюши Собчак. Кстати, особо позабавил перл про "интернет-технологии" в шапке. Одичание полное. Маугли из блогосферы.    
        Отредактировано: Batut~12:54 06.03.13
        • 0
          Сергей Сергей
          06.03.1313:07:24
          Ну хорошо, по прозьбе радиослушателей))), поменяю
    • 0
      club-k club-k
      06.03.1312:16:12
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    06.03.1313:37:05
    "+"    
    • 0
      user78 user78
      06.03.1315:42:35
      Сегодня мы достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц. — Достигли этого такта когда? — В конце 2012 года. — То есть в этом году вы выпустите 24 самолета? — Около 30 самолетов. Перед нами стоит задача сокращения такта производства, и к концу года мы должны уже работать с тактом 10 дней.
      наше соревнование "кто окажется точнее в прогнозах на 2013" становится всё более интересным     http://sdelanou...282600#comments
      • 0
        Сергей Сергей
        06.03.1316:00:07
        Если честно, я не верю даже в 24 самолёта, сколько было уже не выполненых обещаний. Но если это случится, то я только за!
        • 0
          user78 user78
          06.03.1316:02:34
          Какой-нибудь эксцесс может произойти всегда, поэтому моя оценка умеренно оптимистичная, не 30, не 24, а 22. Но на 15-дневный такт они уже вышли, и это здорово.
          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            06.03.1318:42:37
            Но на 15-дневный такт они уже вышли, и это здорово
            Ну давай считать! За точку отсчёта возьмём 95026, взлетевший 12.12.12. Через 6 дней будет ровно 3 месяца с этой даты, и при такте 15 дней должны были сделать 5 самолётов и готовить к первому полёту 6-ой. Учитываем праздники (минус 15 дней) - получаем 4 самолёта и 5-й на ЛИСе. Так должно было быть! По факту имеем взлетевшие 95024, 95032, 95025 и 95028 на ЛИС - одного самолёта не хватает! Получается, директор КнАФ ГСС немного лукавит! ;)
            • 0
              user78 user78
              06.03.1319:03:38
              Директор не лукавит.
              Но я вам скажу, вынести самолет в незавершенное производство в конвейерной сборке – это самое страшное, что только можно себе представить. В 2012 году мы не выдерживали заявленный такт в 15 дней, вынуждены были по определенным причинам принимать решения о приостановке конвейера.
              Двигатели. Да, у нас в 2012 году были задержки: можно было увидеть готовые самолеты, которые стояли, дожидаясь двигателей. Но приняты серьезные меры, и сегодня у меня на сборке проблем с поставками двигателей нет.
              Т.е. в конце 2012-го были проблемы с поставками двигателей и даже остановка конвейера. Но потом проблемы были решены:
              С начала этого года у нас произошло два такта. Пока выдерживаем заявленный ритм.
                 
              Ну давай считать! За точку отсчёта возьмём 95026, взлетевший 12.12.12. Через 6 дней будет ровно 3 месяца с этой даты, и при такте 15 дней должны были сделать 5 самолётов и готовить к первому полёту 6-ой.
              давай считать. Вышли на такт 15 дней они уже 2013 (в 12-м были проблемы, о чем честно сказал Блощинский). Итого - ровно 2 месяца с начала года (учитывая праздники), а не три! Часть января, весь февраль (28 дней) и 6 дней марта. Вот и получается 4 самолёта за 2 месяца.     Цыплят по осени считают. По-прежнему настаиваешь на 15-18? ;)
              Отредактировано: user78~19:27 06.03.13
              • 0
                A_SEVER A_SEVER
                06.03.1319:34:40
                Вышли на такт 15 дней они уже 2013
                Теперь не считаем, а читаем внимательно:
                Сегодня мы достигли такта 15 дней, то есть два самолета в месяц
                Достигли этого такта когда?
                В конце 2012 года
                Т.е. в интервью речь о декабре, когда взлетело 2 самолёта! Но такт - это не одноразовое явление, когда собрав все силы можно увеличить объём производства на какое-то время, а постоянный, ритмичный процесс производства. Вот когда каждый месяц будет по два самолёта, тогда и можно говорить о такте 15 дней. А по одному февралю судить об этом нельзя!
                Вот и получается 4 самолёта за 2 месяца
                Нет, не получается! Или 4 самолёта за 3 месяца (с учётом декабря), или 2 за 2 (без учёта декабря)
                По-прежнему настаиваешь на 15-18?
                Я дал свой прогноз на год и менять его каждый месяц не намерен! Если 18-й взлетит, допустим, в августе, я скажу что был не прав! А корректировать свой прогноз в зависимости от ускорения/замедления производственного процесса это не интересно! ;)
                • 0
                  user78 user78
                  06.03.1319:48:39
                  Да, читаем внимательно, ещё раз обращу твое внимание на вот это:
                  Но я вам скажу, вынести самолет в незавершенное производство в конвейерной сборке – это самое страшное, что только можно себе представить. В 2012 году мы не выдерживали заявленный такт в 15 дней, вынуждены были по определенным причинам принимать решения о приостановке конвейера.
                  То есть теоретически к концу 2012 они действительно перешли к 15-дневному такту, а в реальности выдерживать его не смогли. Одна из возможных причин - задержка с поставкой двигателей + какие-то сложности с освоением новой модификации Суперджета - LR. И эта задержка могла распространиться даже на часть января. И только с конца января 2013 (после праздников и решения проблем) им удалось поддерживать 15-дневный такт на практике:
                  С начала этого года у нас произошло два такта. Пока выдерживаем заявленный ритм.
                  95032 12.02.2013 95025 22.02.2013
                  С начала года за вычетом праздников прошло почти 2 месяца. И вообще за точку отсчета лучше брать первый борт в 2013-м году.
                  А по одному февралю судить об этом нельзя!
                  согласен. Чере 25 дней посмотрим сколько Суперджетов взлетит в марте. ;)
                  Отредактировано: user78~20:00 06.03.13
                  • 0
                    A_SEVER A_SEVER
                    06.03.1320:06:04
                    ещё раз обращу твое внимание на вот это
                    Я это понял по-другому - в течении года были сбои, но в декабре удалось войти в график.
                    Одна из возможных причин - задержка с поставкой двигателей
                    Исключено, с движками проблем нет с осени.
                    сложности с освоением новой модификации Суперджета - LR
                    Да, это однозначно сказалось. Плюс очередное изменение очерёдности постройки бортов.
                    С начала этого года у нас произошло два такта
                    Два такта по 15 дней в сумме даёт 30, а прошло 65 дней. Да, были праздники, но не месяц же!
                    • 0
                      user78 user78
                      06.03.1320:24:22
                      Два такта по 15 дней в сумме даёт 30, а прошло 65 дней. Да, были праздники, но не месяц же!
                      я думаю, что весь январь надо выкинуть, явно какие-то проблемы были) Жаль у нас нет инсайдеров из ГС Сухого     кстати, вот эта новость была? http://superjet...ot.com/news:137 3 миллиарда на модернизацию производства! Солидно. Неудивительно, что потихоньку наращивают темпы и повышают производительность.
                      Отредактировано: user78~20:29 06.03.13
  • Комментарий удален
  • 0
    user78 user78
    06.03.1315:53:53
    Отличное интервью, рекомендую всем прочитать. +
    Отредактировано: user78~15:54 06.03.13
  • 0
    Нет аватара alexpil
    06.03.1316:23:27
    Как все-таки приятно читать интервью с людьми, которые реально работают. Делают свое дело, не смотря ни на что. Признают, что есть некоторые проблемы, но они решаемы. Нужно только продолжать работать! Молодцы!
  • 0
    Нет аватара alexpil
    06.03.1316:44:41
    Кстати, интересная информация по состоянию дел с производством СУ-34 в этом году из НАПО: "НОВОСИБИРСК, 6 мар — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин посетил Новосибирский авиационный завод имени В.П.Чкалова, где ознакомился с завершающим процессом сборки многофункционального бомбардировщика Су-34. Экскурсию для президента по заводу проводил глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Он продемонстрировал график выполнения работ по сборке Су-34 в рамках госконтракта до 2020 года, подчеркнув, что «из 14 самолетов, планируемых к поставке в этом году, шесть уже находится в окончательной сборке». По его словам, первые поставки текущего года в ВВС России будут осуществлены в мае. Путину рассказали о том, что в цехе окончательной сборки существует пять рабочих мест, через которые проходят Су-34 в завершающей стадии. «Благодаря этому был существенно сокращен цикл сборки самолета», — отметил Погосян. Президенту сообщили, что средняя заработная плата работников предприятия на данный момент составляет порядка 30 тысяч рублей. Работники предприятия рассказали, что проходят переподготовку для работы на новом оборудовании, и заверили в том, что завод был заново переоснащен техникой". http://news.mai...166/?frommail=1
    • 0
      user78 user78
      06.03.1316:47:12
      Спасибо, интересно.
      14 самолетов, планируемых к поставке в этом году

         

      Пока что по Су-34 по годам получается:
      2010 - 4
      2011 - 6
      2012 - 10
      2013 - 14*
      * если выполнят план
      Отредактировано: user78~15:11 06.05.13
  • 0
    Bobcat Bobcat
    06.03.1320:21:48
    Лишняя работа это, как правило, походы за инструментами, документацией, на склад за материалами, к начальнику с докладом. И если нарисовать схему передвижений за рабочий день на стандартных российских заводах, то рабочего остается только пожалеть: такая там запутанная паутина и километраж. Современная организация производства предполагает, что все, что нужно рабочему для работы, перед началом его смены доставляется на участок, и ходить за этим уже никуда не надо.
        http://ru.wikip...%82%D0%B2%D0%BE Надеюсь, доживу.
  • 0
    Сергей Сягаев Сергей Сягаев
    06.03.1322:10:49
    Плюсую люто.
  • Комментарий удален
    • 0
      Leonid Sohor
      07.03.1313:24:15
      Может этот ресурс посещается хорошо?
      • 0
        Сергей Сергей
        08.03.1304:39:23
        Не знаю на сколько посещаем, но довольно часто разные СМИ ссылаются на "Газету.ру" и можно сделать выводы, что это довольно популярная непечатная газета.
    • 0
      Сергей Сергей
      08.03.1304:34:52
      Дмитрию предложил именно этот ресурс, он согласился. Другие видимо не предлагали.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,